Технология приобщения дошкольников к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности

  Мастер класс для педагогов:

 «Рисование в технике граттаж»Игры:

«Теплые и холодные краски»

Игра — интерактив «Учим теплые и холодные цвета»

Цель: закрепить представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.

Игра составлена в программе Microsoft PowerPoint.

Данная игра формирует умение сопоставлять, находить нужное решение, развивает мышление, внимание, память, воображение, учит самостоятельно переносить ранее усвоенные  знания в новую ситуацию. Содействует поддержанию интереса, переходящего в потребность творить и создавать собственные образы.

Педагог предлагает детям вспомнить и запомнить холодные и теплые оттенки. Далее предлагает выполнить задания, составив нужную композицию из определенных оттенков.

Первое задание:

запомнить оттенки холодных цветов и собрать гусеницу только из кружочков холодного цвета. Если кружок выбран правильно, он переместится в определенное место. Если нет, то кружок исчезает.

Второе задание: собрать букет из цветов теплых оттенков. Если цветок нажат правильно, он переместится, если нет, остается на месте.

«Собери портрет» 

(В игре «Собери портрет» в презентации нужно поставить галочку «Включить содержимое» . Для перемещения объекта нужно по нему просто щелкнуть (прихватывать нет необходимости) и «тащить» куда нужно. Второй щелчок позволяет объект отпустить)

На основе программы: 

Копцева Т.А.  «Природа и художник». Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы)

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства- явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Из года в год ребенок познает нечто всеобщее. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир. Видимые детьми деревья, цветы, птицы, звери и др. наделяются образными характеристиками. Они, как и люди, бывают разными: большие и маленькие, худые и толстые, они «печалятся» и «радуются», разговаривают на своем языке.

Средствами изобразительного искусства  решаются задачи экологического и эстетического воспитания детей, происходит приобщение детей к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развиваются у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

Изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

В дошкольном возрасте можно пронаблюдать развитие изобразительной деятельности от доизобразительной стадии до стадии правдоподобных изображений, которая к дошкольному детству не относится, но в некоторых случаях наблюдается.

Актуальность проблемы

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительным творчеством для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте. Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день.

Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки занятий, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности.

Цель обучения:

Приобщение воспитанников к миру искусства, развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы, развитие мелкой моторики и образного мышления.

Задачи обучения:

  • передавать и накапливать опыт эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность;
  • передавать и приумножать опыт творческой деятельности, формировать «культуру творческой личности» (самореализация личности);
  • обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучать «языку изобразительного искусства»;
  • приобщать к мировой художественной культуре.

Для занятий по изобразительному искусству с дошкольниками актуальны все четыре задачи. Однако приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая — передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру. Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях:

  • умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения;
  • готовность прочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенным в Красную книгу) видам растений и животных;
  • стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т.п.

Методы и приемы обучения изобразительному искусству

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфическую для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.

Наглядные методы и приемы обучения.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Игровые приемы обучения.

Использование моментов игры в изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм, и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.

В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.

Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а, придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.

При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.

Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные — совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.

Типы занятий:

  1. занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного);
  2. занятия на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).

Изобразительная деятельность вне занятий.

Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.

    Детские техники рисования.

Традиционные детские техники рисования:

Рисование с помощью простого карандаша.

Рисование с помощью цветных карандашей.

Рисование с помощью фломастеров.

Рисование кистью – акварелью, гуашью.

Рисование с помощью восковых мелков.

— Нетрадиционные детские техники рисования

Для детей младшего дошкольного возраста:

  • Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
  • Рисование при помощи ладошек. Кроха наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.
  • Для детей среднего дошкольного возраста:
  • Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
  • Отпечаток пробкой.
  • Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
  • Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.

Для детей старшего школьного возраста:

  • Рисование песком или солью.
  • «Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
  • Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
  • Клясография. Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
  • Монотипия. Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
  • Гравюра (граттаж). Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком рисунок с помощью зубочисток.
  • Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге, получится отпечаток. Дорисовав недостающие детали, у ребёнка выйдет отличный пейзаж.
  • Пластилин. Из пластилина можно не только лепить фигурки, но рисовать им на бумаге. Такой метод называется пластилинографией.
  • Всё, что под рукой. С помощью деревянной катушки для ниток, самих ниток, пуговиц разного размера и формы, картонной трубки, свежей апельсиновой корки, початка кукурузы, спицы и всего того, что можно найти в доме и приспособить для творчества, можно рисовать. Каждый предмет оставляет свой уникальный отпечаток. Немного пофантазировав, можно создать необычные картины с помощью вполне бытовых предметов. Катушка оставит след, похожий на колёсико или две дорожки, пуговичка — кружок с точками. Из корки апельсина можно вырезать необычные штампы, например, в виде спирали. А функцию малярного валика выполнит кукурузный початок или картонная трубка.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • Приобретут знания и навыки работы с различными материалами и инструментами изобразительного искусства;
  • Научатся воплощать свои творческие замыслы в различных материалах и техниках;
  • Научатся внимательно наблюдать и передавать свои ощущения в продуктивных видах творчества;
  • Научатся свободно высказывать свои суждения по поводу того или иного продукта детского творчества.

Рисование — отличный досуг для дошкольника, работа, к которой не надо принуждать. Однако важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества, расширять возможности для творчества  малыша. Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, инициативным.

WordPress theme: Kippis 1.15