Рабочая программа кружка «Почемучки и зачемки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА 

ПЛАН БЕСПЛАТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРУЖКА

«ПОЧЕМУЧКИ И ЗАЧЕМКИ»

В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ №8

на 2018-2019 учебный год

СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ

Алексеева Ю.Н.

г. Мытищи, мкр. Пироговский, 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.»

Вариативная часть программы,  формируемая участниками образовательного процесса может реализоваться и через кружковую работу, которая определяется как дополнительное образование дошкольников. Сложно назвать кружковую работу инновационной формой организации детской деятельности, однако, несмотря на традиционность, кружки (студии, творческие объединения дошкольников) не утратили своей актуальности по сегодняшний день, особенно с точки зрения сформулированных в Стандарте принципов:

  • обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализации дошкольного образования;

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

  • образовательную– кружковая работа обеспечивает возможность получения дополнительного образования на основе интересов и индивидуальных особенностей детей, что в свою очередь делает их активными участниками образовательной деятельности.
  • социально-адаптивную– занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
  • коррекционно-развивающую– воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка,  позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
  • воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:

  • интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
  • возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
  • необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
  • понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
  • необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
  • нормы нагрузки на ребенка в соответствии с требованиями СанПиН

Цель кружковой деятельности в старшей логопедической группе №8:

способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, анализу предметов и явлений окружающего мира.

 Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • Формировать приёмы  умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  • Формировать умения планировать свои действия и осуществлять решение в соответствии с заданными правилами.

Развивающие:

  • Развивать у дошкольников интерес к познанию мира вокруг себя;
  • Развивать любопытство, пытливость, логику, память;
  • Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • Развивать  речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение концентрировать внимание для выполнения задания.
  • Воспитывать умение работать индивидуально и в команде;
  • Воспитывать коммуникативные качества.

Освоение программного материала кружка «Почемучки и Зачемки» рассчитано на один учебный год.

Перспективное планирование кружковой деятельности составлено в соответствии с тематическим планированием НОД в старшей логопедической группе и является дополнением к общеобразовательной программе.

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю, продолжительностью 25 минут.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

.Октябрь.

ЗАНЯТИЕ 1.«Ветер-невидимка».

Цель: уточнить представление детей о свойствах воздуха, его значении в природе и в жизни людей.

ЗАНЯТИЕ 2.«Удивительные камни».

Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

ЗАНЯТИЕ 3.« Почему осенью листья желтеют?».

Цель: Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом).

ЗАНЯТИЕ 4. «Живой кусочек».

Цель: Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Ноябрь.

ЗАНЯТИЕ 1.«Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

ЗАНЯТИЕ 2.Опыт «Удивительный песок».

Цель: Познакомить детей со свойствами песка , его происхождением, развивать смекалку.

ЗАНЯТИЕ 3.Опыт «Играем с красками».

Цель: Способствовать накоплению представлений о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет).

Декабрь.

ЗАНЯТИЕ 1.Опыт : «Мыло –фокусник»

Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

ЗАНЯТИЕ 2.Занятие «Тайны снега и льда».

Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

ЗАНЯТИЕ 3.Занятие «Нужен ли растениям снег зимой?».

Цель: Помочь детям выявить роль снега в жизни растений.

ЗАНЯТИЕ 4.Занятие «Знакомый незнакомец апельсин».

Цель: расширять представления о составляющих здорового образа жизни, закреплять умение группировать предметы по разным признакам.

Январь.

ЗАНЯТИЕ 1.Опыты с водой «Куда исчезла вода?»            

Цель: познакомить детей с тем, ВОДА ИСПАРЯЕТСЯ, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду.

ЗАНЯТИЕ 2.Магнит : «Притягивает –не притягивает»

Цель: Знакомство с понятием «магнит», познакомить со свойством магнита, выяснить, что магнитится.

ЗАНЯТИЕ 3.Свойства материала «Мир ткани».

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Февраль.

ЗАНЯТИЕ 1.Опыт «Почему лампочка светит?».

Цель: Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки.Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения.

ЗАНЯТИЕ 2.Опыт «Вкусный сок».

Цель: познакомить с процессом приготовления сока; развивать наблюдательность, любознательность.

ЗАНЯТИЕ 3Волшебница вода».

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Закреплять знания об агрегатном состоянии воды.

ЗАНЯТИЕ 4.«Волшебное электричество».

Цель: познакомить детей с понятием «электричество»

Март.

ЗАНЯТИЕ 1.Опыт «Фильтрование воды».

Цель: познакомить детей с процессами очистки воды разными способами.

ЗАНЯТИЕ 2.« Испарение влаги с листьев растений».

Цель: Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений.

ЗАНЯТИЕ 3.Занятие «Теневой театр».

Цель: Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.

 ЗАНЯТИЕ 4.Занятие «Поговорим о весне».

Цель: Обобщить знания о свойствах воды.

Апрель.

ЗАНЯТИЕ 1. Как увидеть и услышать электричество?»

Цель: Продемонстрировать детям проявление статического электричества.

ЗАНЯТИЕ 2.«Секретное письмо».

Цель: сделать с детьми невидимые чернила.

ЗАНЯТИЕ 3.«Определение свойств разных веществ».

Цель: Учить приобретать новую информацию по средством экспериментирования, формировать умение делать выводы.

ЗАНЯТИЕ 4. «Как вода гулять отправилась».

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Май.

ЗАНЯТИЕ 1.Опыт «Природные красители».

ЗАНЯТИЕ 2. Опыт «Береги зубы».

Цель: познакомить детей с понятиями эмаль, кариес.

ЗАНЯТИЕ 3.Опыт «Удивительный песок»

Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

 

Месяц Тема Форма работы
Октябрь Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка Консультация
Ноябрь Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию Памятка

 

Декабрь Родители и дети на пути к познанию Консультация
Февраль Несколько золотых правил для родителей Памятка
Март Развитие познавательных процессов дошкольников посредством экспериментирования Консультация
Апрель Литература в помощь Выставка литературы

 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Л.Л.Сидорук «Физика для малышей» изд. Педагогика, 1983.
  • «Познавательные опыты» перевод с английского В.А.Жукова. М., «РОСМЭН», 2002.
  • «Большая детская энциклопедия» перевод с английского А.И.Кима, В.В.Демыкина. М., «РОСМЭН», 2003.
  • «Обо всем на свете» перевод с английского И.И.Викторовой. М., «РОСМЭН», 2002.
  • «Неизвестное об известном» перевод с английского Е.В.Комиссарова. М., «РОСМЭН», 1999.
  • Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  • Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • Крашенниников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
  • Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом – Новосибирск: Сиб. унив.изд-во.
  • Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
  • Ресурсы сети Интернет

 

WordPress theme: Kippis 1.15