РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЕ ОПЫТЫ»
Руководитель кружка:
Воспитатель Дубровина Лилия Анатольевна
Дополнительное образование для дошкольников 5-7 лет
Срок реализации программы: долгосрочный неограниченный
Количество занятий – 35 занятий
Используемая литература:
Методика детского экспериментирования.- Спб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2014 г.
Предметная среда:
Актуальность:
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. Использование совренных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является — технология детского экспериментирования.
С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
— склонен наблюдать, экспериментировать;
— ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Дошкольный возраст – сенситивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем то знания в готовом виде. Следовательно, необходимо увеличить долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
Существует противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, поэтому становится актуальной разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки современного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно — исследовательской деятельности.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
— Изучить степень разработанности данной проблемы в теории и педагогической практике.
— Рассмотреть основные признаки и этапы организации экспериментирования в ДОУ.
— Комплексное использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.
За основу своей работы взяла методы и приемы детского экспериментирования Рыжовой Л.В.
Цель данной методики заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Для организации развития исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, я поставила перед собой цель и задачи:
Цель — создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
— Формировать у детей дошкольного возраста, диалектическое мышление, т.е.
способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
— Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
— Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.
Развивающие:
— Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов, моделей, схем, условных знаков.
— Развивать речь детей в процессе развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия, делать выводы.
Воспитательные:
— Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать экологическую культуру поведения.
Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:
— Составила тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности.
— Организовала предметно — развивающую среду.
— Составила картотеку проведения опытов и экспериментов.
— Подобрала дидактический материал.
Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.
Мой тематический план составлен для детей старшего дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей.
Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.
Очень важно, какую позицию в работе с детьми выбрал педагог.
Да, конечно, лучше всего позиция партнера, но партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.
Организуя экспериментальную деятельность детей, придерживаюсь определенных правил:
— Критика — враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.
— Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
— Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
— Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
— Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
— Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Первый этап моей работы заключается в создании развивающей предметно пространственной среды и в предварительной подготовке детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности.
Он предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами экспериментального центра и их назначением.
Развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
Основным оборудованием в уголке являются:
— Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
— Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
— Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
— Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
— Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
— Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
— Красители: гуашь, акварельные краски и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:
— безопасность для жизни и здоровья детей
— достаточность
— доступность расположения.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно обновляется детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования. Создание «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности.
Тщательно продумала условия для хранения всего практического материала: весь материал расположила в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; микроскопы, приобретена для детей форма лаборанта: фартуки колпачки, маски.
Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус — что позволяет детям путешествовать.
В группе открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы, коллекции меняются, тематика коллекций зависит от интересов детей.
Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).
Второй этап — Практический
В него входит предварительная работа: Провожу с ребятами занятия специальные научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого использую занятия-тренинги, предложенные: «Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета», выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы провожу в свободное время — в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках — со всей группой или в индивидуальной форме. На подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяю закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. После проведения нескольких занятий приступаю к организации экспериментов.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: цель, задачи, мотив, содержание, средства, формы, условия, результат.
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
— Развитие мыслительных процессов;
— Развитие мыслительных операций;
— Освоение методов познания;
— Развитие причинно-следственных связей и отношений.
Мотив – выделение и постановка проблемы:
Сюда входят познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать».
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
Живая природа:
— Знакомство с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических зон, с многообразием живых организмов и их умением приспосабливаться к окружающей среде.
— Знакомство с миром растений: особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.
Неживая природа: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет.
— О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год).
— Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
При планировании эксперимента использую следующую последовательность действий работы с детьми:
— Создание проблемной ситуации.
— Целеполагание.
— Выдвижение гипотез.
— Проверка предположения.
— Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
— Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
— Как я это делаю?
— Почему я это делаю именно так, а не иначе?
— Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
В своей работе с детьми я использую следующие формы организации:
— Специально организованная образовательная деятельность;
— Совместная деятельность педагога с детьми;
— Самостоятельная деятельность детей.
Провожу эксперименты индивидуальные и групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
По способу применения использую эксперименты демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные провожу сама, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях провожу фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
При планировании алгоритма деятельности взрослого с детьми использую интеграцию образовательных областей.
Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как, наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего товарища.
Связь экспериментирования с рисованием двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. При зарисовке результатов эксперимента, появляется возможность еще раз вспомнить и зарисовать этапы эксперимента, его последовательность.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы. Мной подобрана картотека экологических сказок, рассказов, подборка стихов и загадок. Чтение художественной литературы по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации полученных знаний в ходе эксперимента.
Экспериментирование связано музыкальным и физическим воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, взвешивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Результат экспериментальной деятельности: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Очень ответственным является конечный этап эксперимента — анализ результатов и формулирование выводов.
Использую следуущие пособы фиксации результатов исследования:
- Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
- Составление рассказов
- Изготовление аппликаций в виде коллажа.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
Трудности в работе:
Создание лаборатории: не хватает оборудования, не всегда хватает средств на его приобретение, трудности в размещении оборудования и материала из — за стесненных условий, у нас групповая комната маленькая..
Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать, так как это у них не всегда получается, не хватает навыков рисования. Группа у нас коррекционная, дети с задержкой речевого развития. Ребенок с хорошей речью не всегда может четко сформулировать свой ответ, нашим детям это дается еще труднее.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я не забываю о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Показатели сформированности исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС.
— Умение видеть проблему;
— Умение формулировать и задавать вопросы;
— Умение выдвигать гипотезы;
— Умение делать выводы и умозаключения;
— Умение доказывать и защищать свои идеи;
— Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
— Самостоятельность.
— Полнота и логичность ответа.
— Правильность выводов и формулировок.
Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать экспериментировать…»
— Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой, живой природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей провела анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовала консультационный день на тему: «Экспериментальная деятельность дома». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаю родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и нас педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.
№ 3 этап: Итоговый- подведение итогов.
В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:
— У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться
навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
— Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.
— При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
— Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
— Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
— Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.
Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах — являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.